Еще раз о гигиене полости рта

В полости рта постоянно находится разнообразная микрофлора, которая представлена различными видами бактерий, грибков, вирусов и другими микроорганизмами. Видовой состав данных бактерий постоянен, но их количество значительно меняется в зависимости от консистенции и характера пищи, от сопутствующих заболеваний организма и от гигиены полости рта, одним из ключевых направлений которых является профессиональная чистка зубов.
Плотное расположение зубов (скученность), анатомическая особенность фиссур эмали, наличие кариозных полостей в зубе, наличие патологических карманов между зубом и десной , плохое прилегание протезов к зубам способствует тому, что в данных участках формируется налет и зубной камень с колониями микроорганизмов. Налет и зубной камень препятствуют постоянному смачиванию, очищению слюной поверхности зуба. По месту расположения зубного камня различают наддесневые и поддесневые твердые зубные отложения. Образование твердых зубных отложений (камней) под десной говорит о стойком заболевании десен — пародонтите. С учетом клинических проявлений заболевания десен, глубины их поражения выстраивается план лечения и профилактики.
Необходимо помнить, что в развитии наддесеневых, поддесневых отложений, в развитии кариеса и заболеваний десен важная роль отводится свойствам слюны. Слюна является важнейшим естественным антибактериальным фактором и фактором минерализации тканей зуба. Наличие в слюне ряда важнейших защитных компонентов способствует стабильному состоянию тканей десны и твердых тканей зуба. Отсутствие постоянного смачивания слюной края десны и тканей зуба из-за наличие на них мягкого и твердого налета (камней) создает благоприятные условия для быстрого увеличения микроорганизмов. Так формируются большие колонии микробов, которые вырабатывают агрессивные ферменты, разрушающие ткани зуба и ткани десны, возникает воспаление десны вокруг зуба, формируется патологический карман между десной и зубом. Кроме этого, в кариозных полостях, в патологических десневых карманах накапливается пища, которая плохо вымывается, разлагается и создает неприятный запах.

Одним из важнейших условий предотвращения кариеса зубов, заболеваний десен (пародонтита) является индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта. Программы профилактики образования налета и камней на зубах выстраиваются с учетом имеющихся патологий, которые определяет стоматолог на консультации. Чтобы за зубами можно было ухаживать в полной мере, в некоторых случаях требуется вмешательство оротодонта и исправление прикуса.
Если на зубах имеется только налет и твердые отложения над десной, т.е. десна и другие ткани вокруг зуба не повреждены, то достаточно аккуратно , регулярно сочетать личную гигиену полости рта и профессиональную чистку зубов у гигиениста или у стоматолога. В противном случае может потребоваться серьезное лечение десен.
Профессиональную гигиеническую наддесневую чистку зубов проводит стоматолог или гигиенист. Она проводится в тех случаях, когда на зубах образовался налет, зубной камень которые обычной зубной щеткой и зубной пастой снять невозможно. Гигиенистом по специальной методике проводиться очистка зубов от образовавшихся налетов, камней. Используемые инструменты и средства позволяют надежно и без повреждения тканей зуба очистить и отполировать все его поверхности.

Индивидуальная гигиена полости рта подразумевает использование в домашних условиях следующих гигиенических средств: зубной щетки, зубной пасты, зубной нити (флоссы), ополаскивателей, других вспомогательных средств.

Цель индивидуальной гигиены — ежедневное удаление остатков пищи с зубов и протезов, создание условий постоянного смачивания слюной всех поверхностей зубов, устранение возможности образования патологических колоний микроорганизмов, которые приводят к дисбактериозу в полости рта.

Большое количество научных исследований, клинических наблюдений, опыт стоматологов за последние десятилетия позволили выработать высокоэффективные индивидуальные профилактические программы при различных заболеваниях полости рта.
Учитывая, что каждый пациент имеет свои особенности в полости рта (расположение зубов, наличие пломб или протезов, наличие сопутствующих заболеваний), необходимо признать неверным существующее мнение, что каждый пациент может самостоятельно и правильно выбрать себе индивидуальные средства гигиены полости рта — зубную щетку и зубную пасту. Это также трудно и порой небезвредно, как самостоятельно выбирать в аптеке таблетку при головной боли на полке с десятками лекарственных препаратов под вывеской «Таблетки при головной боли». Такой подход в выборе средств гигиены и таблеток рассчитан на принцип «поможет — не поможет». Каждому пациенту необходимо понять, что с учетом его особенностей расположения зубов, с учетом имеющихся протезов должна быть разработана и обоснованна индивидуальная гигиеническая программа по уходу за полостью рта, которая обязательно должна контролироваться стоматологом или гигиенистом.
Для здоровья зубов и десен полезно и экономически выгодно на консультации у гигиениста получить конкретную гигиеническую программу, провести профессиональную чистку зубов и далее аккуратно выполнять все рекомендации, чем страдать от боли зубов и десен, проводить их лечение, затрачивая на эти посещения значительно больше времени и денежных средств.

Возможно, все описанное выше пока для Вас не очень убедительно и не вызывает желания записаться на консультацию к гигиенисту (стоматологу). А жаль. Профилактика всегда приятнее и дешевле, чем лечение.

Но независимо от того, были ли Вы у стоматолога (гигиениста) на процедуре по профессиональной гигиенической чистке зубов или только собираетесь, мы предлагаем запомнить и выполнять следующие современные основные правила личной гигиены полости рта.

1. Чистить зубы необходимо после каждого приема пищи, особенно после сладкой или кислой пищи. Зубная щетка должна быть дома и на работе.
  2. Начинайте чистить нижние и верхние зубы с язычной и небной стороны (где, как правило, больше всего формируется налет и камни), а затем чистку зубов проводите с губной стороны. Поменяйте алгоритм чистки и результат, качество чистки зубов улучшится.
  3. Очищающими свойствами, в первую очередь, обладает зубная щетка, а не паста. Жевательная резинка освежает дыхание, стимулирует выделение слюны, но не устраняет налет.
  4. При скученности зубов (очень близком прилегании друг к другу) необходимо пользоваться флоссами (нитями) для очищения межзубных пространств.

Однако если на зубах уже имеется налет, камень, то даже четкое выполнение вышеописанных правил не сможет предотвратить кариес и заболевание десен. Гигиена полости рта также подразумевает своевременное лечение кариеса зубов.

Удалить плотный налет и камень на зубах без повреждения эмали и десен может только профессионал (гигиенист или стоматолог) специальными инструментами. Посещение стоматолога (гигиениста) один раз в 3 — 6 месяцев, проведение поддерживающей профессиональной чистки зубов является такой же нормой, как посещение парикмахерской или фитнес-клуба. Эти правила стали нормой для многих пациентов за рубежом еще в 70–80 годах ХХ столетия. Большинство наших пациентов уже оценили преимущества регулярной профессиональной и поддерживающей чистки зубов у гигиениста и включили ее в обязательные правила своей повседневной жизни.
E-mail: info@dentalpalace.ru
Телефон: +7 (812)347-62-32,325-75-00
Соцсети: Instagram

Часы работы:
Стоматологический центр «Dental Palace» открыт с понедельника по пятницу с 9:00 до 21:00, в субботу с 9:00 до 18:00, воскресенье — выходной.